тел.: +7 922 100-46-00;
e-mail: prosnikova@gmail.com
Обратный звонок
0 на сумму: 0 руб
Новости

СЕССИЯ ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ

22 октября Зал № 3.8 16:30–18:00 ЕкатеринбургЭКСПО

10.10.2020

Выставка "Lesprom-URAL"

6-8 октября 2020 года ЦМТ "Екатеринбург" ул.Куйбышева 44д

17.09.2020

Выставка "Экспомебель-Урал"

6-8 октября 2020 ЦМТ "Екатеринбург" ул.Куйбышева 44д

16.09.2020

Уже работаем в прежнем режиме

среда-воскресенье с 11 до 19

02.07.2020

Для клиентов

E-mail:

Пароль:

Всеобщая история архитектуры под ред. Михайлова Б.П. в двух томах 1958-1963гг

Всеобщая история архитектуры под ред. Михайлова Б.П. в двух томах 1958-1963гг

8000 руб

Михайлов Борис Петрович ( 1901 - 1969 ) — советский инженер-архитектор, историк архитектуры, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор технических наук, доктор архитектуры.

  • 1925—1927: работа в проектных учреждениях и на заводах Урала. По проектам Б. П. Михайлова построены производственные цеха заводов в Перми, Лысьве, Белорецке, а также ряд мостов и путевых сооружений на белорецкой железной дороге.
  • 1928: руководство постройкой дизельного цеха в Коломне и рабочего поселка Коломенского завода.
  • 1929: работа в Энгергострое (Москва), проектирование перекрытий ряда районных электростанций и типовых опор электропередач портального типа. Одновременно учился в Московском высшем архитектурно-строительном институте (ВАСИ-МАРХИ), который окончил экстерном в 1931 г., получив профессию инженера-архитектора.
  • 1930—1939: работа в Государственном институте сооружений, позднее Центральный институт промышленных сооружений заведующим секцией металломатериалов, а затем и секцией металлоконструкций. За этот период выполнил ряд крупных научно-исследовательских работ:
    • создание нового сортамента строительной стали (1930—1934), обеспечившее значительную экономию;
    • разработка новых рациональных конструкций для промышленного и гражданского строительства и внедрение их в производство (1934—1937);
    • исследование устойчивости связанных систем колонн и рамных систем как в пределах, так и за пределами упругости — работа, результаты которой вошли в учебники (1936—1939) «Технические условия и проектирование металлических конструкций»;
    • разработка вопросов индустриализации металлического строительства (1938—1939), выразившаяся в ряде теоретических положений и в практических предложениях, большинство из которых вошли в строительную практику.

За совокупность этих работ ВАК вынесла решение присвоить Б. П. Михайлову ученую степень кандидата технических наук без защиты диссертации (1937). В конце 1930-х гг. принимал участие в ряде архитектурных конкурсов: на проект нового здания Курского вокзала, 1932; на проект здания дома правительства Татарской республики, 1934; во Всесоюзном конкурсе 1939 г. на лучшие рационализаторские и изобретательские предложения, организованном Наркомом по строительству (награждён грамотой).

  • В книгах «Архитектура металлических сооружений» (М., 1938) и «Мосты новой Москвы» (М., 1939) инженерные сооружения были рассмотрены как произведения архитектуры и как часть городского ансамбля.
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук защищена в 1940 г. в ученом совете МИСИ, тема: «Индустриализация металлического строительства».
  • Интерес к истории и теории архитектуры, в частности, к античному зодчеству, возникший в конце 1930-х гг., побудил его перейти на работу в Кабинет теории и истории архитектуры Академии архитектуры СССР (1940—1942; 1943—1956). В 1940-е гг. опубликовал серию статей по теории архитектуры в «Сообщениях Кабинета теории и истории архитектуры», в журнале "Архитетктура СССР", сборнике «Архитектура».
  • Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры защищена в 1944 г. Тема: «Основы античной архитектоники». На её основе в конце 1940-х гг. была написана и напечатана книга Витрувий и Эллада. Основы античной архитектоники», которая в связи с разразившейся кампанией против космополитизма была признана идеологически вредной как посвященная зарубежной теории архитектуктуры, и её тираж был уничтожен. Переиздать её в новой редакции с большими усилиями автору удалось только за год до кончины в 1967 г. Книга посвящена раскрытию смысла главных категорий античной эстетики и основ античной теории архитектуры, заключенных в «темных местах» трактата Витрувия, которые являются фрагментами не сохранившихся трактатов древнегреческих ученых, использованными римским теоретиком. Тщательный анализ древнегреческой мифологии и философии в их связи с практикой античного искусства и ремесла позволили Б. П. Михайлову установить содержание эстетических понятий в разные периоды развития античного зодчества. Греческая архитектура, всецело ориентированная на человека и окружающую его природную среду, была подчинена тем же закономерностям, которые античные философы вывели из изучения природы и человека и выражали в числовых отношениях. Глубокое проникновение в сущность учения древних о соразмерностях позволило автору рассмотреть учение о гармонии как о важнейшем элементе античной теории архитектуры и сделать выводы о творческом методе античных зодчих. Выработанные ими каноны, отражавшие объективные закономерности построения и зрительного восприятия зданий, давали общую гармоническую основу, которую каждый мастер был волен видоизменить, сообщая ей своё толкование, что подтверждается бесконечным многообразием композиционных решений, дошедших до нас памятников архитектуры.
  • С 1950 по 1958 гг. Б. П. Михайлов заведовал сектором истории архитектуры в Институте истории искусств Академии наук СССР.
  • Погружение в античное зодчество естественно повлекло за собой интерес к мастерам итальянского Ренессанса, пытавшимся возродить его достижения и, в частности, к Антонио Аверлино Филарете (ок. 1400—1472), зодчему и автору трактата об архитектуре. Его своеобразный трактат, написанный на итальянском языке, сравнительно с латинскими учеными текстами книг об архитектуре эрудитов Альберти, Серлио и Палладио, в XV—XVI веках не воспринимался серьёзно, вызывал недоумение некоторыми огрехами автора в его представлениях о древней архитектуре и казался фантазией и беллетристикой. В эпоху классицизма видный итальянский теоретик Франческо Милициа вообще третировал трактат Филарете, считая, что он не стоит внимания из-за «смешной трескотни» его автора. Лишь после частичной публикации текста трактата Оттингеном в 1890 г. труд Филарете начал привлекать внимание исследователей. Во второй половине 1940-х. гг., изучив публикацию Оттингена и другие работы о Филарете, Б. П. Михайлов пришёл к следующему выводу: «Трактат Филарете не понят и не оценен западными и, в частности, итальянскими учеными, которые тщетно пытаются его привязать к почве Ломбардии и не понимают его мирового значения». В своей работе «Трактат об архитектуре Антонио Аверлино Филарете» (1956) Михайлов впервые высоко оценил главное в нём — вклад этого зодчего в разработку градостроительных проблем Нового времени и широту его кругозора. Лишь более чем через полтора десятилетия начали появляться академические издания переводов и комментариев трактата, объективно оценивающие подлинную значимость трактата Филарете: в переводе на английский язык Джона Спенсера в 1965 г. (Antonio Filarete. Treatise on Architecture / Ed. John R. Spencer. New Haven and London: Yale University Press, 1965), на итальянском языке А. М. Финоли и Л.Грасси в 1972 г. (A. Averlino detto il Filarete. Trattato di architettura / Testo a cura di A.M.Finoli e L.Grassi. V.1—2. — Milano, 1972) и, наконец, первое русское издание в переводе Глазычева в 1999 г., посвятившего свой фундаментальный труд памяти Б. П. Михайлова как своего предшественника.
  • Монография «Леонардо да Винчи архитектор» (М., 1952) была написана Б. П. Михайловым к 500-летнему юбилею гениального мастера Ренессанса. Она освещает разностороннюю деятельность великого флорентинца в области зодчества: его постройки и многочисленные рисунки и записи, отразившие архитектурные идеи Леонардо в их последовательном развитии — проекты дворцов, домов и вилл, храмов, храма-театра, мавзолея, наброски фортификационных и гидротехнических сооружений и многое другое. Неслучайно много внимания в монографии уделено теме центрально-купольных зданий, которые, благодаря уравновешенности их объёмов и гармоничности форм, ближе всего соответствовали представлениям эпохи об идеальном здании. Автор показал, насколько глубоко Леонардо воспринял и синтезировал достижения предшественников и как много вариантов центрических композиций он создал в своих рисунках, рассматривая здания этого типа не только как самоценные произведения, но и учитывая также их высокие градообразующие возможности. Этому последнему аспекту темы Б. П. Михайлов посвятил анализ серии леонардовских рисунков города будущего, развивших идеи Филарете. Он мыслил идеальный город как открытый вовне организм (что поразительно для его времени), вырастающий вокруг системы площадей с центрально-купольными сооружениями посредине, на которые ориентированы широкие прямые улицы с движением в двух уровнях и с транспортными развязками. Зодчий предусмотрел как социальное, так и функциональное зонирование городской территории и застройку улиц типовыми домами для разных категорий жителей и даже ряд санитарно-гигиенических мер для очистки и вентиляции улиц. В XV—XVI вв. такой город был невозможен. Многие из провидческих идей Леонардо получили осуществление лишь в XVIII—XX вв. Смелость мысли Леонардо да Винчи, его прорыв в далекое грядущее ярко показаны автором этой книги. Сочетание в лице Б. П. Михайлова историка архитектуры и специалиста по строительным конструкциям позволило ему выделить среди графического наследия Леонардо группу изображений, отразивших проделанные им эксперименты по исследованию: распределения механических усилий в стержнях, арках и в сводах разных очертаний; действительной работы различных видов конструкций и их прочности; форм устойчивости и критических нагрузок не только одиночных стоек, но и связанных их систем, а также форм изгиба балок различных пролетов. В монографии представлены также рисунки конструкций сборно-разборных мостов; проекты землеройной машины (идея экскаватора); приспособления для изготовления растворов и инструмента для строительных работ. Это расширило существовавшее представление о диапазоне Леонардо как инженера-строителя.

Много сил отдал Б. П. Михайлов педагогической деятельности. В Московском инженерно-строительном институте (1942—1943) он преподавал историю и теорию архитектуры, в Московском архитектурном институте (1943—1949) — архитектурный анализ и курс металлических конструкций и с 1959 г. — во Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте — архитектурное проектирование и историю архитектуры, руководя кафедрой архитектуры до своей кончины в 1969 г. В качестве главного редактора и автора Б. П. Михайлов работал над подготовкой двух томов учебного пособия «Всеобщая история архитектуры», вышедших в свет в 1958 и 1963 гг.

 

Предыдущий   |   Назад в раздел   |   Следующий

— отзывы

Нет отзывов.

Для того, чтобы добавлять отзывы, необходимо зарегистрироваться