Выставка " Альберт Коротковский. В ПОИСКЕ СОВЕРШЕНСТВА"
27.11.24–02.02.25 Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ ArtLibrary
27.11.2024
Выставка «Альбом городских и сельских построек инженера-архитектора В.Г. Залесского»
01.08-03.11.2024 Art Library Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ
15.07.2024
Выставка Леонида Салмина "Само собой. Визуальные опыты и размышления"
11.07–15.09.2024 Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ
01.07.2024
Проект Художник Валентин Новиченко и конец индустриального искусства
Участники:
Белая галерея
Олег Бызов, коллекционер
Татьяна Круглова, профессорУрФУ
Лилия Немченко, доцент УрФУ
Основа проекта - выставка гравюр, посвященных Уральскому заводу химического машиностроения, созданных художником Валентином Новиченко в 1980-е годы. Валентин Алексеевич Новиченко (1927-2010)– известный уральский художник-график. Участник Великой отечественной войны. С 1953 и по 1960 работал на «Уралхиммаше» художником-оформителем. Окончил Свердловское художественное училище (1956-1961). В 1964 г. – участвовал в 1-ой зональной выставке «Урал социалистический». Валентин Новиченко – дитя своей эпохи, этим и интересен. Его творчество – важнейшее свидетельство и человеческий документ
эпохи позднего социализма, когда казалось, что люди всегда будут утром вставать и по заводскому гудку идти на смену, когда они верили, что живут правильно, и их жизнь, наполненная ежедневной работой в цеху, достойна стать предметом для искусства, то есть быть запечатленной на картине или киноленте. Эти гравюры - память об уходящей натуре целой цивилизации, имя которой вызывает так много споров: советская? Индустриальная? Фордистская?
Если есть, чем социализму оправдаться перед историей, так это широкомасштабная индустриализация, а изобретение соцреализма - художественная репрезентация труда. Только в советском искусстве темы «труд», «производство» и «рабочий» стали ведущими и доминирующими над другими темами и мотивами в искусстве, труд был эстетизирован и воспет. Советская индустрия производила не машины и предметы, а нового человека, именно рабочий человек и был главным предметом эстетизации, и вся соцреалистическая эстетика определяла прекрасное через труд. Но все вышесказанное характерно только для первого этапа индустриализации – раннего социализма и выражающего его искусства.
В период 1970-80-х годов, официально названный «развитым социализмом», начали происходить другие процессы. Труд трансформировался в рутинную повседневность, не требующую героических подвигов и сакральных жертв. Он неуклонно превращался просто в работу, измерителем которой стал уровень оплаты, профессионализм и мастерство, социальные блага. Рабочий, как и везде в мире, постепенно уходил из центра
интереса интеллектуалов, как идеологов, так и художников. На его место пришли новые герои – физики, инженеры, конструкторы, словом, те, кого впоследствии, в надвигающейся эпохе постиндустриального общества, назовут креативным классом.
Все это не могло не сказаться на искусстве. Из индустриального искусства ушло монументальное эпическое начало вместе с героизмом и жертвенностью, энтузиазмом и сверхнапряжением. Дух повседневности
проник и в индустриальный жанр, и это не пошло ему на пользу. Как ни старались художники вытащить на первый план мотив господства человека над техникой, переключить наше восхищение на человека, управляющего этими махинами, художественный эффект получается обратным. На гравюрах В. Новиченко люди неспешно и деловито осуществляют какие-то, ведомые только им самим, операции: мы не видим эмоций, мускульного напряжения, характеров и отношений. Эти люди просто обслуживают огромные причудливой формы предметы, они включены в общую целесообразность производственного процесса, они, конечно, не винтики, но всего лишь необходимые элементы.
В индустриальном искусстве 1970-80-х годов фон и герой поменялись местами. В живописи 1930-х - начала 1950-х годов преобладает изображение людей, а источники энергии – гидростанции,домны, линии электропередач, - только фон для их трудового подвига. У художника Новиченко – наоборот: предметный фон гораздо интереснее людей и того, что они делают.
Изменилось и художественное пространство: из индустриального искусства ушло дыхание больших расстояний, иначе говоря, изменился масштаб. Если в раннем советском искусстве заводской цех расширялся до
границ вселенной, это был целый мир, то в поздний период этот мир съежился до интерьера отдельного замкнутого в себе пространства цеха. Первое впечатление от гравюр В. Новиченко – именно замкнутость пространства, эффект тесноты. Это не индустриальные пейзажи, а индустриальные натюрморты, как бы странно это ни звучало. Огромные конусы, шестеренки и цилиндры распределены на плоскости, как на картинах Сезанна, где разложены яблоки, груши и другие домашние предметы. Благодаря этому эффекту сезанновского «натюрморта» люди выглядят лилипутами в стране великанов.
Последний период советской цивилизации нуждался в культурных героях, которые продлили бы век основным советским мифам, которые уже подверглись сильному изнашиванию. В этом отношении особую роль сыграли заводские художники-оформители, из числа которых вышел и Валентин Новиченко. Художник на заводе – посредник между профессиональной культурой и массовой, между интеллигенцией и рабочим классом, его деятельность одновременно и прикладная, и художественная. Главное, он обладатель выгодной позиции: он свой, заводской, и в то же время он смотрит на производственную жизнь со стороны, взглядом
созерцателя. На гравюрах В. Новиченко преимущества этой позиции очень заметны: пространство организовано таким образом, что мы оказываемся внутри него, очень близко к предметам и людям, но в то же время мы ощущаем себя зрителями, наблюдающими спектакль из первого ряда партера. Таким образом, серия гравюр Валентина Новиченко - яркий пример жизни индустриального жанра, уже приближающегося к своему закату, где символический ресурс «индустриальности» был апроприирован в условиях рутинизации самой идеи социалистического труда.
Выставка гравюр сопровождается видеопоказом. Это: документальный сюжет - интервью с художником В.Новиченко (реж. В. Киреев); сюжет «Необыкновенный концерт» (реж. А. Федорченко) из киножурнала «Кинолетопись Урала», 2000 г. № 5; фильм о Химмаше «Город–сад» (реж. Л.Котельников, 1989г.), в котором о Химмаше рассказывает директор УЗХМ А.М. Чернецкий; фрагмент из фильма «Первые на Луне», снятый в цехах Уралхиммашзавода (реж. А. Федорченко). А также фильмы о Химмаше, снятые участниками любительской киностудии при УЗХМ.
04.09.2012