Прошло то время, когда критики у нас охали и ахали при виде фотографий коттеджей и квартир. Мало кого теперь удивишь и отдельными городскими постройками. Спрос на новизну и разнообразие в этой сфере тоже, кажется, удовлетворен. Интерес смещается в сторону крупных проектов: генпланов городов, реализации жилищных программ, создания новообразований с нуля. Как справедливо отметил архитектурный обозреватель Александр Змеул в одном из опросов, проведенных журналом «Афиша», наступает эпоха архитектурных блокбастеров. Проекты городов и районов, которые представлены в этом ПР, конечно же, являются ими. От масштабности планов захватывает дух. Территории под застройку исчисляются тысячами га, а площадь планируемых объектов – миллионами метров. Причины подобных инициатив, счет которым идет уже на десятки, различны. Какие-то из них являются лишь «ценными бумагами», они в основном нужны для повышения стоимости принадлежащих заказчикам земель, какие-то, напротив, рассчитаны на воплощение. Какие-то вполне реалистичны, какие-то представляют собой чистейшую «маниловщину», призванную пустить пыль в глаза губернатору, инвестору, народу. Тем не менее в совокупности все эти проекты знаменуют новый этап, который не без пафоса можно назвать началом возрождения отечественного градостроительства. Слово «блокбастер» подсказывает аналогию с кинематографом. Аналогию тем более соблазнительную, что в последнее время постоянно говорят о ренессансе российского кино. И тут хотелось бы выделить два момента. Оба с опорой на кинокритику. Первый нам подсказывает обозреватель Евгения Леонова, которая среди главных качеств российских киноблокбастеров называет следующие: 1) «короткое дыхание», то есть лихое начало при весьма посредственном конце; 2) некритичность, всеядность, 3) наивность; 4) неверный подбор актеров. Подобную оценку можно переадресовать и многим из новых градостроительных проектов. И дело здесь не столько в некомпетентности их авторов, сколько в том, что помимо формальных моделей, навеваемых историей градостроительства, им не от чего оттолкнуться. Рефлексии о российском городе, о советском опыте освоения пространств, как со стороны исследователей, так и со стороны чиновников, за редким исключением не наблюдается. Как следствие, градостроительная политика и практика ведутся методом кавалерийского наскока без четко осознанной перспективы. Другую сущностную особенность блокбастера «озвучивает» Андрей Плахов. Это слово наводит одного из наших авторитетных кинокритиков на мысль о блоках и клише. Блокбастер, что вполне логично для крупной формы, складывается из своего рода модулей. В случае урбанистического образования ими являются жилые кварталы. Но наши архитекторы и строители, к сожалению, в этой области не имеют никакого опыта. Если, конечно, не считать микрорайоны панельных домов. Здесь тоже требуется интеллектуальный сдвиг, иначе качество жизни в российских городах, несмотря ни на какие блокбастеры, не станет лучше.
Алексей Муратов, главный редактор